Эмпатия – это умение увидеть ситуацию чужими глазами, прочувствовать его субъективные ощущения в той или иной ситуации. Для этого у нас в мозгу предусмотрены так называемые «зеркальные нейроны», которые помогают нам перенимать на себя чужие переживания. Но работают они только при общении лицом к лицу, так что восстанавливайте баланс между электронной и живой коммуникацией, если хотите развивать эмоциональный интеллект. Для проявления эмпатии важны два элемента:
Социальная выразительность, то есть умение доносить свои переживания до собеседника. В этом вам помогут «Я-высказывания». Пробуйте в любой ситуации говорить о себе и о том, что происходит с вами в ответ на какие-то ситуации, и избегать оценок по отношению к другим людям и событиям.
Правильные вопросы. Даже если вы на 100% осознаете собственные переживания, это не значит, что вы способны читать чужие мысли, поэтому всегда лучше спросить: «Правильно ли я понимаю, что тебе сейчас грустно именно от этого?» или сказать: «Мне было бы на твоем месте очень страшно, а ты как это переносишь?»
Как вести себя с другими людьми, чтобы учитывать их эмоции?
Помните «золотое правило» — вести себя с другими так, как вы хотели бы, чтобы вели себя с вами? Так вот, оно устарело и говорит как раз о неразвитом эмоциональном интеллекте. Вместо этого пора применять «платиновое правило»: обращаться с окружающими так, как это нужно им самим. Чтобы запастись примерами такого поведения, можно включить свою наблюдательность и отслеживать в реальной жизни, фильмах и книгах ситуации, в которых людям удалось успешно разрешить конфликт, прислушаться друг к другу или пойти на компромисс. Можете выписывать эти примеры и анализировать, кому из участников удалось проявить эмоциональный интеллект. Наконец, медиаторы и психологи-переговорщики советуют всегда держать в уме конечную цель общения. Если взаимодействие с кем-то в работе или личной жизни вам действительно значимо, то никогда не помешает расспросить этого человека о том, что ему нужно и как вам вместе достичь взаимовыгодного и приятного соглашения.
Несмотря на любые жизненные обстоятельства, человек с развитым EQ понимает и принимает их, не тратит время на самобичевание или поиск виноватого, на грусть и апатию. Он исполняет договоренности, берет на себя необходимый уровень ответственности, не подводит других. Открытость к другим людям помогает успешно работать в команде, ведь они умеют ставить себя на место другого и понимать его мотивы, настроение. За эмоционально устойчивым человеком всегда тянутся, видят в нем опору, поэтому он неизбежно становится лидером этой команды.
Некоторые программисты забывают о том, что разрабатывают они всегда и только для людей. К тому же разработка всегда подразумевает участие других людей, поэтому развитая способность к эмпатии может оказаться весьма полезной.
С точки зрения разработчиков эти связи способствуют росту продуктивного сотрудничества и помогают преодолеть текучку кадров. Это позволяет сделать рабочий процесс более комфортным абсолютно для всех.Вы сможете создавать более качественные продукты, поскольку начинаете лучше понимать, кто, в конечном счёте, будет их использовать.
Эмпатию логично применять для тестирования пользовательского опыта, но также применима в этих четырёх областях.
При сборе требований
Разработчики ПО должны использовать способности к сопереживанию во время формирования требований для своих проектов. Вы создаёте ПО для людей, а эмпатия помогает представить тех, кто имеет дело с нашим продуктом.
Сопереживание — необходимая составляющая для создания хорошего ПО. Программное обеспечение — это выражение мысли. Написание кода — это превращение мысли в инструмент, который другие будут использовать для достижения своих целей. Уметь сопереживать другим, а возможно, и себе в будущем, позволяет создать более эффективный инструмент.
Сопереживая, вы находитесь на верном пути к пониманию тех, кто будет использовать вашу разработку. Некоторые программисты руководствуются исключительно логикой для составления требований. Если вы прибавите к ней ещё и эмпатию, у вас будет отличная возможность сфокусироваться на самой важной аудитории — конечном потребителе.