В постоянном поиске профессионалов своего дела
Из-за постоянного расширения компании и количества проектов мы всегда рады новым специалистов в нашей команде, и готовы обсудить ваши карьерные пожелания.
Горячие вакансии
Готовы присоединиться
к команде JetRuby?
Оставьте свои контактные данные, и наши менеджеры свяжутся с вами в ближайшее время.
Прикрепить резюме
Рады классным специалистам 24/7
EQ vs. IQ: что важнее для лидера?
Статья
2 мин
Чем EQ лучше, чем IQ? Откуда берется эмоциональный интеллект? И как его развивать, чтобы добиться успеха в жизни? Мы все испытываем эмоции — так устроены люди. Эволюция и племенной образ жизни подарили нам способность сопереживать и чувствовать друг друга. Познавать и понимать себя, сочувствовать и помогать друг другу — в этом залог физического здоровья, высокого качества жизни, эффективного построения бизнес процессов, команд и в целом бизнеса. И самое замечательное в том, что необходимые для этого качества, такие как эмпатия и эмоциональный интеллект, не так уж сложно в себе развить.

В 1950-х годах психологи стали замечать, что показатель IQ не очень-то коррелирует с успешностью и достижениями людей в реальной жизни, — значит, должны быть и другие характеристики, которые можно выявлять и сравнивать у разных людей.
Высокий EQ — гарантия успешности
Вопрос о связи интеллекта и общей жизненной успешности оставался открытым, пока ближе к концу столетия ученые не пришли к понятию социального и, в частности, эмоционального интеллекта. В самом широком смысле слова EI (emotional intelligence) — не относящиеся к умственным процессам способности, знания и компетенции, которые помогают нам справляться с жизненными ситуациями. Наш современник и один из ведущих исследователей в этой области Дэниел Гоулман утверждает, что жизненная состоятельность на 80% зависит как раз от этих некогнитивных умений, а традиционный интеллект и креативность — это лишь 20% успеха.

Оказалось, что именно эти качества помогают руководителям строить эффективные рабочие команды, раскрывать таланты подчиненных, а также улучшать клиентский сервис, учитывая потребности целевой аудитории. Эмоциональный интеллект необходим в любой командной работе, не говоря уже о личной жизни и семейных отношениях. Так что же он из себя представляет?


Эмоциональный интеллект включает четыре основных компонента (драйвера):
1
Умение человека осознавать собственные переживания - осознанность
2
Способность управлять своим поведением и принимать решения в соответствии со своими эмоциями - самооценка
3
Эмпатия и сопереживание, умение понять чужие чувства и мотивы -гибкость
4
Взаимодействие с другими людьми на основании того, что переживают они - мотивация
Как расшифровывать чужие чувства и мотивы?
Эмпатия – это умение увидеть ситуацию чужими глазами, прочувствовать его субъективные ощущения в той или иной ситуации. Для этого у нас в мозгу предусмотрены так называемые «зеркальные нейроны», которые помогают нам перенимать на себя чужие переживания. Но работают они только при общении лицом к лицу, так что восстанавливайте баланс между электронной и живой коммуникацией, если хотите развивать эмоциональный интеллект. Для проявления эмпатии важны два элемента:

Социальная выразительность, то есть умение доносить свои переживания до собеседника. В этом вам помогут «Я-высказывания». Пробуйте в любой ситуации говорить о себе и о том, что происходит с вами в ответ на какие-то ситуации, и избегать оценок по отношению к другим людям и событиям.
Правильные вопросы. Даже если вы на 100% осознаете собственные переживания, это не значит, что вы способны читать чужие мысли, поэтому всегда лучше спросить: «Правильно ли я понимаю, что тебе сейчас грустно именно от этого?» или сказать: «Мне было бы на твоем месте очень страшно, а ты как это переносишь?»

Как вести себя с другими людьми, чтобы учитывать их эмоции?
Помните «золотое правило» — вести себя с другими так, как вы хотели бы, чтобы вели себя с вами? Так вот, оно устарело и говорит как раз о неразвитом эмоциональном интеллекте. Вместо этого пора применять «платиновое правило»: обращаться с окружающими так, как это нужно им самим. Чтобы запастись примерами такого поведения, можно включить свою наблюдательность и отслеживать в реальной жизни, фильмах и книгах ситуации, в которых людям удалось успешно разрешить конфликт, прислушаться друг к другу или пойти на компромисс. Можете выписывать эти примеры и анализировать, кому из участников удалось проявить эмоциональный интеллект. Наконец, медиаторы и психологи-переговорщики советуют всегда держать в уме конечную цель общения. Если взаимодействие с кем-то в работе или личной жизни вам действительно значимо, то никогда не помешает расспросить этого человека о том, что ему нужно и как вам вместе достичь взаимовыгодного и приятного соглашения.
Несмотря на любые жизненные обстоятельства, человек с развитым EQ понимает и принимает их, не тратит время на самобичевание или поиск виноватого, на грусть и апатию. Он исполняет договоренности, берет на себя необходимый уровень ответственности, не подводит других. Открытость к другим людям помогает успешно работать в команде, ведь они умеют ставить себя на место другого и понимать его мотивы, настроение. За эмоционально устойчивым человеком всегда тянутся, видят в нем опору, поэтому он неизбежно становится лидером этой команды.

Некоторые программисты забывают о том, что разрабатывают они всегда и только для людей. К тому же разработка всегда подразумевает участие других людей, поэтому развитая способность к эмпатии может оказаться весьма полезной.
С точки зрения разработчиков эти связи способствуют росту продуктивного сотрудничества и помогают преодолеть текучку кадров. Это позволяет сделать рабочий процесс более комфортным абсолютно для всех.Вы сможете создавать более качественные продукты, поскольку начинаете лучше понимать, кто, в конечном счёте, будет их использовать.
Эмпатию логично применять для тестирования пользовательского опыта, но также применима в этих четырёх областях.

При сборе требований
Разработчики ПО должны использовать способности к сопереживанию во время формирования требований для своих проектов. Вы создаёте ПО для людей, а эмпатия помогает представить тех, кто имеет дело с нашим продуктом.
Сопереживание — необходимая составляющая для создания хорошего ПО. Программное обеспечение — это выражение мысли. Написание кода — это превращение мысли в инструмент, который другие будут использовать для достижения своих целей. Уметь сопереживать другим, а возможно, и себе в будущем, позволяет создать более эффективный инструмент.
Сопереживая, вы находитесь на верном пути к пониманию тех, кто будет использовать вашу разработку. Некоторые программисты руководствуются исключительно логикой для составления требований. Если вы прибавите к ней ещё и эмпатию, у вас будет отличная возможность сфокусироваться на самой важной аудитории — конечном потребителе.
Во время процесса написания кода
Сопереживание — важная часть командной работы. Разработчикам следует «эмпатировать» во время непосредственного создания ПО, так как это поможет им лучше предугадать реакцию своих коллег по команде.

Написание кода является ещё одной формой коммуникации. Во время разработки архитектуры системы, мы должны стремиться к достижению взаимопонимания с людьми, которые будут взаимодействовать с нашим кодом. Сопереживание помогает нам поставить себя на место этих людей.

Ещё одним следствием использования эмпатии — вы создадите легко поддерживаемый код. Другие разработчики могут упустить это преимущество. Они с лёгкостью жертвуют удобством поддержки кода в пользу скорости разработки. Они не думают о других разработчиках и даже о самом себе в будущем.
При поддержке программ
Разработчики ПО должны использовать эмпатию во время управления программным обеспечением, потому что все в команде должны быть ответственны за предоставление качественного продукта.

В команде разработчиков есть несколько ролей. Мало того, один человек может возлагать на себя несколько функций, но обычно каждая функция внутри команды исполняется индивидуально.
Некоторые программисты радостно перекладывают проблемы на отдел тестирования и контроля качества, системных администраторов или службу поддержки. Они считают, что их работа окончена после того, как код замерджили.
При руководстве проектом

Если с предыдущими пунктами всё не так очевидно, то польза от эмпатии руководства понятна абсолютно всем, причём это не касается только сферы программирования.
Эмпатия во время разработки ПО — это баланс между свободой и ответственностью. С одной стороны, вы сможете эффективнее убеждать людей, а с другой — лучше видеть обе стороны технических дебатов. Возможность посмотреть на вещи глазами другого человека — это ключевой навык для лидера.
Некоторые разработчики с удовольствием работают в одиночку, фокусируясь только на собственных потребностях. Но если вы работаете в команде, а тем более — руководите командой или её частью, эмпатия — ваше суперсекретное оружие, с помощью которого вы поймете потребности своих коллег, и сможете сделать вашу команду не только более продуктивной, но ещё и более довольной друг другом.

Разработчики ПО обычно чрезмерно зациклены на технологиях. Но развитая эмпатия на самом деле может стать эффективным инструментом разработчика. Она помогает видеть вещи с другой точки зрения, позволяет решать вопросы на всех этапах разработки ПО — при анализе требований, во время написания кода, во время тестирования и поддержки программ. И, разумеется, во время принятия решений в статусе руководителя команды. Используйте это качество, и данный инструмент, и вы станете лидером для своей команды, своих пользователей и своих сотрудников.


Открытые вакансии
Список вакансий обновляется каждый месяц. Предлагаем ознакомиться с самыми популярными и актуальными вакансиями в нашей компании!
Frontend-разработчик React Native горячая вакансия
Требуемый опыт работы: 1–3 года.
Полная занятость, полный день.


подробнее о вакансии
FullStack-разработчик Node/React горячая вакансия
Требуемый опыт работы: 1–3 года.
Полная занятость, полный день.


подробнее о вакансии
FullStack-разработчик Node/React
Требуемый опыт работы: 3-6 лет.
Полная занятость, полный день.


подробнее о вакансии
Back-end-разработчик Ruby
Требуемый опыт работы: 3–6 лет.
Полная занятость, полный день.


подробнее о вакансии
Frontend-разработчик React
Требуемый опыт работы: 3–6 лет.
Полная занятость, полный день.


подробнее о вакансии